?

Log in

No account? Create an account
 
 
23 September 2012 @ 11:40 pm
Про учебу Израиле - часть 2 - университет  
Давным давно я пообещала, что расскажу про учебу в Израиле. Тогда меня хватило только на рассказ про школу, а пост про университет я начала, но забросила на середине. Это было ровно год назад. И сейчас с началом нового учебного года и после обсуждений с miraizo у меня появились силы закончить этот пост.
Для желающих освежить память первая часть про школу находится тут.
Школу в Израиле заканчивают в 18 лет,


Для большинства заканчивающих школу следующий пункт это военкомат. Три года армии для мальчиков, два для девочек. Насколько интересными будут эти годы, зависит от удачи, нужд армии, здоровья новобранца и его мозгов. По окончанию службы в армии большинство находят работу на полгода - год, зарабатывают некоторую сумму и отправляются ее тратить на восток - в Индию или Таиланд, или на запад - в Южную Америку. Обычно заработанного хватает на несколько месяцев путешествий, а когда деньги закончатся, нагулявшиеся детки, с отросшими волосами, возвращаются в родительский дом и начинают раздумывать, кем они хотят стать, когда вырастут. А потом надо еще заработать на университет... И поступить. Сдавать вступительный экзамен в университет обычно не надо, вместо этого требуется оценка экзамена по психометрии и аттестат зрелости.

Экзамен по психометрии не сложный - математика там на уровне 8-9 класса, понимание прочитанного и задачки на логическое мышление тоже легкие, только надо иметь хороший словарный запас на английском. Экзамен построен из нескольких частей, на каждую часть дается примерно 20 минут, получается чуть меньше минуты на каждый вопрос, ответы надо выбирать из 4 возможных вариантов и отмечать на специальном листике. Когда время проходит, все дружно закрывают часть и переходят к следующей. Если не успел дорешать, то стоит попытаться угадать ответы, вернуться назад нельзя, даже если в какой-то части осталось свободное время. В результате этот экзамен проверяет не столько знания, сколько умение быстро и в стрессовом состоянии решать задачки с заковыркой. Этому за “скромную” плату учит огромное количество разных фирм. Они в прямом смысле слова натаскивают учеников на решение этих задачек до состояния, что они эти задачки могут во сне решать. (Если вам очень скучно или очень любопытно, то тут можно посмотреть примеры таких экзаменов) Ну а если оценка все еще не удовлетворительная, то экзамен можно переделывать бесконечно.
“Удовлетворительная оценка” это понятие субъективное. У каждого факультета и университета свой проходной балл, на сайте учебного заведения обычно можно сделать симуляцию: ввести свои оценки из аттестата и вычислить какой минимальный балл надо получить на психометрии, чтобы поступить. Естественно, чем лучше оценки в аттестате, тем меньше зависишь от психометрии. И наоборот, три года лени в старшей школе можно искупить за пару месяцев зубрежки.

Но не полностью, потому что с аттестатом не все так легко. Университет интересует средняя оценка в аттестате (которая вычисляется очень интересно и для поступления в хороший университет должна быть выше ста, а максимальная оценка, которую можно получить на экзамене, вообще-то, сто), а также предметы, которые учили в школе. То есть, если в школе ученика мало что интересовало и он учил рисование и был отличником, а поступать решил на архитектурный факультет, то его не примут просто потому, что для архитектурного надо было учить физику и математику на 5 единиц.
Таких недальновидных учеников много. А еще есть те, кто за три года армии передумал учить в университете то, что собирался в школе. В результате очень многие не могут поступить на учебу самостоятельно, и им приходится брать или безумно дорогие курсы на каждый невыученный в школе предмет и потом сдавать экзамен как на аттестат, или общий подготовительный курс в университете под названием "мехина". Мехина обычно удобней, но возможна не по всем предметам.
В любом случае куча денег и потерянного времени.
Вот поэтому средний возраст студентов на первом году обучения приближается к 25.

Второй вариант подходит больше для тех, кто с детства знает, что он хочет учить, и армии нужны люди с этой профессией. Такой маршрут называется атуда и состоит в основном из разнообразных инженеров и врачей. Чтобы попасть на него, надо быть отличником в школе, добиться приглашения на него от армии и поступить в университет. Тогда обучение оплачивает армия, а студент за это кроме трех лет срочной службы (после учебы и уже по приобретенной специальности) подписывает обязательство на еще год-два службы по контракту. Это с одной стороны хорошо, потому что явная экономия в деньгах да и за несколько лет службы приобретается опыт, без которого очень сложно найти хорошую работу. Но с другой стороны, если не повезет, тебя могут отправить делать что-то ужасно скучное, но это уже не на три года, как в первом случае, а на пять. Ну и такие мелочи как учеба и служба не со сверстниками. Короче, на любителя.

В обоих случаях дальнейшая учеба происходит одинаково. Чтобы получить степень, надо набрать определенное колличество “единиц”. Их число меняется от степени к степени, но обычно от 100 до 120. “Единицы” набираются с помощью курсов. Начальный курс стоит обычно 3 единицы, более продвинутые 6. Как и в школе, в университете нет общей для всех программы, а есть обязательные курсы (это те, которые начальные) и не обязательные, из которых можно выбирать любые, главное чтобы в результате набралось достаточное количество единиц. Поскольку не существует полной одинаковой программы для всех, то на курсы надо записываться до начала семестра. И можно это делать почти в любом порядке, соблюдая лишь требования для каждого определенного курса. Например, на степень по экономике надо взять обязательные курсы “статистика часть 1”, “статистика часть 2”, “микроэкономика” и “макроэкономика”. Понятно, что “статистика часть 2” можно учить только во втором семестре, после того, как выучили “статистика часть 1”, а вот микро и макро можно учить хоть в первом семестре, хоть во втором вместе, а можно разбить на два семестра.
В результате в университете не существует такого понятия как группа, а вместо этого есть огромное количество народу, который учится на первую степень по экономике. Обязательные курсы у них к тому же одинаковые с еще парой специальностей, и на лекциях все сидят вместе. Но, чтобы вместить всю эту толпу, а также чтобы дать возможность всем студентам подобрать удобное расписание, эти лекции существуют в нескольких экземплярах в разные дни и часы. В принципе, при записи на курс нужно выбрать группу, в которой собираешься учиться, но если по какой-то причине пропустишь занятие в ней, то всегда можешь присоединиться к другой группе. А можешь вообще прогулять, и никого это не заинтересует. Посещаемость обязательная только на некоторых семинарах, и то зависит от серьезности и дотошности их проводящих.
Вот и получается, что каждый учится почти независимо от остальных. Хотя большинство среднестатистических студентов все равно выбирает одни и те же курсы и в одинаковом наиболее логичном порядке. Но если требуется, можно составить расписание, отвечающее почти на любой запрос. Так, чтобы параллельно работать и учиться несколько дней в неделю, или только по утрам, или по вечерам, или день вечером, а следующий утром. И можно растянуть удовольствие на 7 лет вместо положенных 3-4.

Но, несмотря на довольно гибкую систему учебы, совмещать ее с работой на полную ставку очень сложно. Я это поняла после первого семестра, когда, взяв в два раза меньше курсов, чем мои сокурсники, все равно не справлялась с нагрузкой и ушла в Открытый Университет. Это абсолютно гениальное, на мой взгляд, заведение, позволяющее учиться полностью заочно и даже заграницей. Можно брать по одному курсу в семестр, можно два, на большее уже надо специальное разрешение, потому что они не заинтересованы в плохих оценках.
Все обучение построенно так, что присутствие нужно только на экзамене, а они проходят одновременно по всей стране.
До начала семестра по почте рассылают весь учебный материал: книжки, домашние задания, примеры экзаменов. Это, кстати, почти единственное учебное заведение, в котором есть учебники. Во всех остальных местах студенты учатся только с конспектов лекций, а если и пользуются учебниками, то часто это учебники Открытого Университета. А тут, если хочешь, можешь учиться абсолютно самостоятельно по учебнику - там есть весь нужный материал. Для тех, кому обязательно нужно присутствие профессора, есть и уроки в избранных городах. Но мне больше всего нравятся интернет уроки: профессор сидит напротив камеры и читает лекцию в прямом эфире, при этом есть и камера, которая снимает то, что он пишет, и есть чат, в котором можно задавать вопросы, и он отвечает на них во время лекции. А потом такую лекцию можно смотреть в записи сколько угодно. Жалко, что в таком виде существует не так много курсов.
Чтобы студенты не раслаблялись при такой свободной системе обучения, существуют домашние задания. Вместе с учебниками домой присылают тетрадку с заданиями и датами их выполнения. Все выполнять не обязательно. На моих курсах надо было выбрать 5 из 7 предложенных заданий, если сделать меньше или на плохую оценку, то могут не допустить к экзамену. Сделанные задания можно отправить по интернету, а можно по почте. Конверты и специальные бланки они тоже присылают в посылке. Все предусмотренно :)
А еще большой плюс Открытого Университета то, что в него не надо поступать. Нет вступительных экзаменов, нет школьного атестата. Просто заплати деньги и учись, как тебе позволяет совесть и мозги. Поэтому в нем много людей, которые сначала нашли работу, а потом решили получить степень; людей в возрасте, которые закончили школы давным давно; солдат, которым служба позволяет проводить время за учебниками; и всяких гениев, которые начинают учиться в университете, даже не окончив школу.
Если вам интересны подробности про Открытый университет, то вот тут можно прочитать про один из учебных дней, а тут про экзаменационный день преподовательницы ОУ.

Вот и все.
Вроде ничего не забыла. Если что забыла или напутала, то исправляйте и дополняйте.
Надеюсь, у вас хватило терпения это дочитать.
 
 
 
Stasyabelka_fyrk on September 23rd, 2012 10:03 pm (UTC)
Как живо, доходчиво и красочно!
И как это отличается от моих впечатлений от первой степени (в Тель-Авивском)..
: )
oovdaoovda on September 24th, 2012 06:47 am (UTC)
Расскажи про свои! Я в ТАУ отучилась всего один семестр, и не успела прочувствовать что там происходит
Александраkomenzo on September 24th, 2012 01:40 am (UTC)
Все очень живо, интересно и доступно написано! Единственное, цепляют глаз некоторые ошибки-опечатки (а в таком крутом тексте все должно быть прекрасно :)), но, если хочешь, я после универа-работы пришлю их тебе скрытым комментом или в личку :)
oovdaoovda on September 24th, 2012 07:04 am (UTC)
Спасибо, буду рада!
У меня в последнее время русский так хромает, что автоматические словари не справляются
oovda: happy thumboovda on September 25th, 2012 03:28 pm (UTC)
Вау!
Огромное спасибо за проделанную работу! Я догадывалась, что забыла уже все правила пунктуации, но не думала, что настолько. :)
Надо срочно исправляться.
А коммент я сотру, ладно?
Александраkomenzo on September 25th, 2012 03:29 pm (UTC)
Или скрой хотя бы: у меня самой не вышло ;)
oovdaoovda on September 25th, 2012 03:33 pm (UTC)
Заскринила :)
Ксения: studymiraizo on September 24th, 2012 04:20 pm (UTC)
Спасибо огромное и за пост, и за ссылки в «Один мой день», я там эти посты не видела.
В целом система очень понятна, и, честно говоря, мне она нравится больше нашей. :) Хотя и у вас есть минусы, которые минусы чисто для меня.
oovda: readingoovda on September 25th, 2012 03:04 pm (UTC)
Для меня минус в том, что нет учебников. Если пропустил лекцию, то только просить у кого-то конспект. Иначе никогда не узнаешь что изучали. И никто не позаботится, чтобы ты их получил :)
А самый большой плюс это гибкое расписание. Действительно можно составить почти на любой вкус.
Ксения: studymiraizo on September 25th, 2012 03:52 pm (UTC)
Это один из минусов, да. :) Хотя я, честно говоря, учебники только ради подготовки к семинарам открываю, и то не по всем предметам. В нашей специальности ими не особо удобно пользоваться: они устаревают быстрее, чем успевают выйти из печати. %)