?

Log in

No account? Create an account
 
 
24 September 2011 @ 08:30 pm
Про учебу Израиле - часть 1  
Я тут обещала рассказать как в Израиле в университетах учеба проходит. Но поняла, что если начать с университетов, то мало что будет понятно. Поэтому начну рассказ со школы. Не с начальной (кроме пары общих фактов), потому что приехала я только в 8 класс, а сразу со старшей. 
Кому любопытно, добро пожаловать

И так.
Младшая школа это с первого по шестой класс, средняя обычно с седьмого по девятый, а старшая с десятого по двенадцатый. Младшая школа обычно находится отдельно, а старшая и средняя вместе в одном здании.
Что учат в младшей я не знаю, а в средней все довольно похоже на российское обучение. Разница только в том, что таких предметов как физика-биология нет, а есть общий предмет Наука, где учат все по чуть чуть. А также уроки математики и английского и арабского (ага, обязательный урок) у всей параллели одновременно и ученики разделены на группы по своему уровню. Очень удобно получается - никто не отстает и не тратит время просто так.

Но самое интересное начинается в конце девятого класса - учеников распределяют на классы, в которые они попадут в старшей школе, и которые определят какой аттестат зрелости они получат. Чтобы получить аттестат зрелости - "багрут" - надо набрать предметов на как минимум 21 единицу и успешно сдать по ним экзамены.
Но естественно не все могут сдать эти экзамены. Для таких изначально существуют классы, после которых ученики получают справку о окончании 12 классов, но не аттестат.
В 21 единицу входят уроки по истории, языку, литературе, спорту, танаху, английскому (на 3 единицы) и математике (на 3 единицы). И еще один дополнительный на 5 единиц - профилирующий, который выбирает сам ученик по своему желанию.

Можно набрать и больше единиц, если выбрать больше дополнительных предметов или если учить математику-английский на 4 или 5 единиц. (5 единиц это максимальный уровень)
Заметьте, что ни физика, ни биология, ни химия, ни география не входят в список обязательных предметов. Эти предметы можно взять как дополнительные. А можно и не брать...
Каждая школа специализируется на своих дополнительных предметах, но физика, биология и химия есть, наверное, во всех. Некоторые школы предлагают изучать точные науки, компьютеры и языки, другие театр, кино и режиссуру, третьи искусство, журналистику и философию, но обычно в каждой есть всего по чуть чуть.
Есть также специализации, которые сразу включают в себя несколько дополнительных предметов. Например, изучение искусства включает в себя несколько видов рисования и историю искусства, изучение компьютеров тоже делится на несколько уроков разных языков и т.д.

В принципе, количество специализаций и дополнительных предметов, которые можно изучать, не ограничено. Надо только избегать сталкивающиеся расписания и не перебарщивать с нагрузкой. Самыми любимыми сочетаниями у нас в школе были физика+биология+химия или физика+компьютеры. Они позволяли набрать примерно по 30-35 единиц на багрут. Такой багрут уже считается нормальным, когда минимальный (на 21 балл) считается для лентяев.
Бывают и другие крайности.
Мне, например, было скучно в школе и я набрала предметов на 51 единицу. Звучит это устрашающе, но один из предметов на 5 единиц был Русский язык, и его я сдала с закрытыми глазами. Еще один на 6 единиц был Mechatronics - мы приходили раз в неделю на несколько часов и собирали роботов из Лего и получали за это отличные оценки - самый лучший урок в мире! И мои любимые компьютеры на целые 15 единиц, которые состояли из 5 разных уроков и одного маленького и еще одного огромного проекта. Вот это было сложно, но интересно.

**** Забыла написать сразу поэтому добавляю:
Классы у нас не делятся в зависимости от выбранных предметов. То есть нет физмата, гуманитарного класса и т.д. А есть обычные классы, в которых все учатся вместе на общих обязательных уроках. А потом разбредаются кто куда на свои дополнительные уроки. В результате получается, что кто-то учится с 8 до 12, кто-то с 10 до 15, а у меня бывали дни с 7 до 17...

Короче, мне такой принцип обучения нравится, потому что позволяет выучить выбранный предмет на более глубоком уровне. Эти предметы учат действительно хорошо. Особенно помогает то, что ученик уже выбрал этот предмет по собственной воле, а значит предпочтет учиться, а не мешать на уроке.
Но один из минусов такого обучения в том, что большинство не получает общих основательных знаний. А с другой стороны, какая разница? Я сомневаюсь, что большая часть учивших химию, но не работающих в этой сфере, хоть раз пользовались своими знаниями. Не лучше ли тратить время на что-то полезное?
Правда из этого вытекает еще один минус - может ли пятнадцатилетний подросток, который ходит в школу только потому, что его заставляют, решать что он хочет учить? Многие достаточно взрослые, чтобы это решать, а про тех кто выбрал не правильно во второй части.

Надеюсь, у вас хватило сил прочитать все это. И если у вас еще остались вопросы, то я буду рада на них ответить.
PS: Поскольку вторую часть я писала год, то вот ссылка на нее. Чтобы не пришлось долго искать :)
 
 
 
Ксения: размышленияmiraizo on September 24th, 2011 06:24 pm (UTC)
А про университет напишешь же ещё потом?..

Очень интересно! И очень многое мне знакомо, потому что у нас внедряли похожую программу «образовательных маршрутов» в 10-11 классе. Жаль только, что после нас она не прижилась, и её свернули. Я вот считаю такой способ обучения куда более эффективным, ибо, имхо, в школе всё-таки достаточно «лишних» предметов. Я не помню физику, я не помню химию, я плохо помню географию (по крайней мере экономическую не помню вообще) — и, к сожалению, список можно продолжать (это при том, что закончила я с золотой медалью). А так получается, что изучается то, что интересно. Но ты очень верно написала, что ребёнок в 15 лет далеко не всегда может сделать выбор, что же ему понадобится в дальнейшем.

Edited at 2011-09-24 06:25 pm (UTC)
oovda: studyoovda on September 24th, 2011 06:58 pm (UTC)
Ага, постараюсь на следующей неделе написать и выложить.

Жаль. А как у вас было?

Я забыла написать, что классы у нас не делятся в зависимости от выбранных предметов. То есть нет физмата, гуманитарного класса и т.д. А есть обычные классы, в которых все учатся вместе на общих обязательных уроках. А потом разбредаются кто куда на свои дополнительные уроки. В результате получается, что кто-то учится с 8 до 12, кто-то с 10 до 15, а у меня бывали дни с 7 до 17...
Ксения: размышленияmiraizo on September 25th, 2011 10:48 am (UTC)
Буду ждать!

Про классы — очень знакомо.
И, по-моему, мне нет уже смысла отвечать на твой вопрос. :)
oovdaoovda on September 26th, 2011 11:05 am (UTC)
:)
Флёр: красная шапочкаsuane on September 24th, 2012 06:46 pm (UTC)
В школе достаточно лишних предметов? Может, лишних для тебя лично? Да и вообще я считаю, что предметы лишние только те, где не учат думать, а это уже не про конкретный предмет обычно разговор, а про учителя...
Ксения: studymiraizo on September 25th, 2012 06:09 am (UTC)
Ну, разумеется, я говорю на своём опыте и о себе лично. Хотя, знаешь, ни одному человеку из моей параллели не понадобилась «Современная Хакасия» или «История Хакасии». Они благополучно забылись сразу после оценки за четверть, а вот время занимали. Куда лучше потратить было бы эти часы на тот же русский язык или на математику. Или даже на подготовку домашней работы.
И я говорю о лишних предметах в старших классах. Да, согласна, не каждый в 15 лет ещё знает, чем хочет заниматься в жизни, можно даже сказать, что большинство не знают, но по крайней мере общее направление (гуманитарное, техническое, экономическое) могут определить почти все. У нас с нашими образовательными маршрутами случались накладки, когда в 11 классе ученик вдруг один предмет перекидывал на базовый уровень, а другой — брал на профильном. Конечно, ему было сложно догнать профиль, но возможно.
Александра: Lumoskomenzo on September 25th, 2011 01:11 am (UTC)
Ой, я бы хотела себе мехатронику *____*

Кстати да, похоже на наши 10-11 классы. У нас был обязательные для изучения предметы (математика, русский, английский, физика, биология, химия, литература, история, обществознание, Современная Хакасия, ОБЖ, физкультура - все, кажется): по ним надо было взять как минимум базовый уровень (впрочем, последние три предмета из перечисленных только на таком уровне и можно было выбрать). Плюс информатика и право, кажется - это для желающих. Главное было набрать в неделю 36 (кажется) часов. И не больше Т____Т Вот этот момент меня всегда удручал: я была согласна проводить в школе на три дня больше, но учить русский на профильном уровне. Однако ж нет, не разрешили. Ну и информатики у меня не было вообще: вплоть до середины 11 класса я не знала, что она мне вообще понадобится. Ее я сдавала-таки, но учила сама, без репетиторов.

У нас тоже не выделяли как таковые профили (типа физмата), но все равно набор профильных предметов, как правило, был достаточно стандартен: у кого-то история, обществознание, русский (еще математика или литература), химия и биология (и опять же математика или русский для "общего развития" - читай "сдачи ЕГЭ"), у кого-то физика и математика. Было, конечно, несколько случаев "смешивания" профилей. Например, я была единственным человеком в параллели, который совмещал профильные физику и английский.

В целом, это хорошая система, мне кажется. Но я бы таки дала возможность людям самим регулировать свою нагрузку.

oovda: tea and bookoovda on September 25th, 2011 02:50 am (UTC)
Похоже. У нас ограничения по часам не было, но многие сочетания не получилось бы учить из-за совпадающего расписания.
У нас профильные предметы почти никогда не являются расширенными обязательными предметами. Про профильную литературу и историю я еще слышала, но все остальные обязательные можно учить только на базовом уровне, а для профиля выбирать что-то совсем другое.
Моя подружка, например, психологию-социологию учила как профиль.
А что на информатике вы изучали? Программирование или больше со стороны юзера?
Александра: Lumoskomenzo on September 25th, 2011 06:56 am (UTC)
Ну у нас, видимо, принцип заключался в том, чтобы обязательные предметы изучали все: просто кто-то на общеобразовательном уровне, а кто-то - на углубленном. И расписание у нас, кстати, составлялось уже после того, как все выбрали предметы: и да, мороки с ним было немало.

Я же говорю, у меня не было информатики в школе ;-)
oovda: tea and bookoovda on September 25th, 2011 07:14 am (UTC)
Но а сдавала по информатике что?
Расписание у нас тоже составляли после записи. Но можно было быть уверенным, что если выберешь учить и танцы и компьютеры, то часть уроков будет совпадать. Иначе просто часов не хватит всем
Александра: Lumoskomenzo on September 26th, 2011 08:43 am (UTC)
Теорию, в основном: инф. логика, основы программирования. В части С были три задачи по программированию, но я их не решала, ибо не умела тогда. Но А и В на 100 % написала %-)
oovdaoovda on September 26th, 2011 11:06 am (UTC)
Молодец! :)
Флёр: чаёкsuane on September 24th, 2012 06:49 pm (UTC)
Очень интересно было почитать, спасибо за пост. Мне нравится такая система, хотя она определенно рассчитана на сознательных детей, которые понимают, чего хотят в жизни. А как показывает практика, в 15 лет это знают далеко не многие... я вот точно не знала и навыбирала бы наверняка всякой чуши. И ещё сложно понять, как можно запихнуть столько важных предметов в один и учить их как-то вместе оО Ну, в смысле, для детей-раздолбаев это, наверное, удобно, но на что рассчитывает страна, если она уделяет наукам так мало внимания...
oovdaoovda on September 24th, 2012 06:59 pm (UTC)
А второй пост про университет ты осилила? Я там как раз рассказала, что случается с детьми, которые в школе предпочитали отдыхать.
Не выбранные предметы это не приговор на всю жизнь, поэтому это хоть и не идеальный вариант, но и не такой уж и страшный.
А про возраст. Ты в каком возрасте выбирала куда поступить после школы? А тут ответственность еще меньше.
Флёр: чаёкsuane on September 24th, 2012 07:18 pm (UTC)
Я начала его читать, и в процессе решила сначала про школу, а потом его. Пока руки не дошли, но прочитаю обязательно, может, прямо сегодня или завтра.

Ну дык, если ты потом решишь куда-то поступить, а предметов этих не учил ни разу, естественно, тебе будет тяжелее их сдать. Такие ситуации встречаются даже у нас часто, ну, когда ученик внезапно понимает, что ему срочно надо выучить физику для поступления. Но у него хоть представление о ней есть, если он на уроках появлялся. А как быть в случае, если он ее не учил в принципе, это другой разговор.
Касательно возраста. Я и нашей системой недовольна, ну, в смысле, что вышка считается у нас в стране обязательной вещью, и если ты ее не получил, то ты идиот. В результате уровень образования падает отчасти из-за того, что универов много, им надо набирать студентов, а кого наберешь, если с каждым годом уровень у детей все ниже... И если ты не поступил куда-то в год выпуска из школы, то тоже будут косо смотреть. А кто может точно в 17 лет сказать, чем он хочет заниматься? Да единицы, по сути. Я вот точно сказать не могла и критерии выбора ВУЗа и специальности у меня были отнюдь не по принципу "а вот этому я хочу посвятить свою жизнь". У вас, мне кажется, в этом плане все логичнее, хоть меня и не прельщала бы перспектива пойти в армию. Но в школе мне кажется куда более правильным подход сохранения обязательного минимума программы по основным предметам, чтобы они входили в эти самые обязательные единицы, а уж остальные чтобы можно было набирать на свой вкус. Т.е. я вижу плюсы и того, что описано в твоем посте, но я все равно за вариант общего развития, потому что... в общем, я на эту тему как раз пишу пост))
oovdaoovda on September 24th, 2012 07:10 pm (UTC)
Ты про "науку" говоришь?
Мне кажется, что смысл этого урока не в глубоком изучении химии, физики и биологии. А в том, чтобы ученики попробовали себя в каждой сфере и могли выбрать потом для более глубокого изучения.
Думаю, что в конце концов уровень знаний израильского ученика, выбравшего для профильного изучения , например, химию, не ниже уровня российского ученика, которому этот предмет интересен. А остальные все равно все забыли после экзамена
Флёр: чаёкsuane on September 24th, 2012 07:22 pm (UTC)
Да, про науку. Не знаю... я вот много что забыла, это да, но тем не менее частенько знаниями этими пользуюсь. И мне не кажется, что это были лишние уроки и время, потраченное впустую. Опять же, попытаюсь в посте сформулировать, если руки дойдут его дописать.
oovda: tea and bookoovda on September 25th, 2012 03:47 pm (UTC)
Но ты же все равно работаешь в научной сфере, а там все друг с другом связано.
Но вот зачем абсолютного гуманитария мучать формулами и схемами? Или технаря заставлять зубрить стихи?
Я вот, например, люблю историю, но просто не в состоянии запомнить даты и имена всяких королей и политиков. Мне легче написать программу для робота, чем самостоятельную работу по истории.